Сведения об ОО —МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №182"
  • +7 (473) 273-26-85
Воронеж, Победы б-р, 14

ИГРОГРАД

В Воронежском муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребёнка - детский сад №182», являющимся региональной инновационной площадкой, реализуется инновационная образовательная модель «ИГРОГРАД», разработанная педагогическим коллективом с учетом таких принципов федерального государственного образовательного стандарта как индивидуализация дошкольного образования, поддержка детской инициативы, предоставление ребенку права осознанного выбора вида деятельности, а также принципа реализации программы в формах, специфических для дошкольников, прежде всего в форме игры, исследовательской и творческой деятельности.

Название модели замышлялось педагогическим коллективом как АББРЕВИАТУРА:

И    -   инновационный

Г     -   город,

Р     -   раздвигающий

О    -   образовательные

Г     -   горизонты,

Р     -   развивая

А    -   активность

Д    -   детей

 Данная модель носит сезонный характер (существуют особенности ее реализации в теплый и холодный периоды года), у модели трехуровневая структура: внутренний уровень соответствует реализации модели в групповых центрах активности, средний уровень – в помещениях и рекреациях детского сада, внешний уровень – реализация модели на территории детского сада.

 

Именно третий уровень позволяет сделать заявку на уникальность образовательной модели, связанную с непрерывностью образовательного процесса в течение всего календарного года. В теплый период, с апреля по октябрь, все образовательные события реализуются на территории детского сада. С 9 до 12 часов воспитателями всех возрастных групп и педагогами-специалистами (это - музыкальные руководители, инструкторы по физкультуре, педагоги по речевому развитию, изодеятельности и хореографии, педагог-психолог, логопед) организуются увлекательные мероприятия на игровых и образовательных локациях в рамках текущего образовательного события.

 Каждое из этих мероприятий презентуется детям накануне на детских советах, что помогает ребенку сформировать индивидуальный выбор (например, выбрать 3 из 7 предложенных). Свой выбор ребенок фиксирует на Экране активности в группе. А на следующий день дети могут реализовать сделанные выборы или же по некой причине изменить их (в образовательной модели «ИГРОГРАД» это возможно), но любой пройденный в этот день образовательный маршрут так же будет зафиксирован ребенком на Экране активности и в последующем детально проанализирован педагогами и психологом. Целью такого анализа является профилактика отклонения образовательной траектории обучающегося в каком-либо одном направлении, особенно, если это отклонение свидетельствует не об увлеченности ребенка данным направлением, когда можно порекомендовать родителям реализовать потребности ребенка средствами дополнительного образования, а о нежелании заниматься определенным видом деятельности (так, к примеру, малоподвижные, с лишним весом дети избегают двигательной активности).  В подобном случае в отношении ребенка создается ситуация успеха с привлечением приемов мотивации, дифференцированного подхода к способностям обучающегося, поощрения личных достижений ребенка в данной области и так далее.

Хотелось бы поделиться еще некоторыми удачными образовательными решениями педагогического коллектива, способствующими эффективной реализации модели.

 В ИГРОГРАДЕ действует нелинейное расписание и вариативный режим пребывания, разработанные на теплый и холодный периоды года и предоставляющие ребенку реальные возможности для самоопределения.

Вся территория образовательной организации, ИГРОПАРК – это трансформируемые открытые игровые пространства, здесь нет прогулочных участков, закрепленных за определенной возрастной группой. Но каждая возрастная параллель (3 группы) занимает выбранные ими смежные участки, организуя на них общую игровую локацию, что позволяет расширить игровой выбор. А для развития игрового замысла обязательно организуется общий ИГРОСКЛАД с обилием игрового оборудования.

Каждый педагог-специалист организует образовательную локацию, занимая территорию, оптимально соответствующую задуманному мероприятию в рамках текущего образовательного события.

В холодный период образовательные и игровые локации (ИГРОЦЕНТР), размещаются в помещениях и рекреациях образовательной организации.

У педагогов ИГРОГРАДА сложилась система координирования перемещения детей между игровыми и образовательными локациями, получившая необычное, но очень точное название ВЕРТУШКА. И тем не менее, перемещение остается свободным. Подтверждением этому является многоцветие нагрудных галстуков на одной игровой или образовательной локации (галстук – это знак принадлежности воспитанника к определенной возрастной группе).

 Кроме посещения запланированных локаций каждый ребенок имеет возможность посетить парк каруселей, где обязательно есть дежурный из учебно-вспомогательного состава, может прокатиться на самокате или велосипеде, задержаться на площадке для спортивных игр и т.д.

Образовательная модель ИГРОГРАД относительно молода, но первые эффекты уже получены:

  •  Дети начинают самоорганизовываться – действовать самостоятельно, принимать решения, делать осознанный выбор, нести за него ответственность;
  •  Наметилась тенденция к постоянному расширению выбора;
  •  Дети перемещаются свободно в игровых и образовательных локациях, не нарушая жизни своих друзей;
  •  Сформировалась система распределения детских интересов;
  •  Ну а самое главное, педагоги ИГРОГРАДА стали работать более творчески – в этой модели схалтурить нельзя, ребенок не остановит свой выбор на том, что ему не интересно.